пятница, 2 мая 2008 г.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. ЭССЕ 6

ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАНТА

Кант Иммануил – родоначальник немецкого классического идеализма (1724-1804 года) Этика Канта основывается на выдвинутом им положении Категорического императива Наиболее полно развито в произведение - Основоположение к метафизике нравов (1885) Что этично, а что не этично, что нравственно а что не очень, что такое совесть и где ее границы? Зададим себе вопрос - Этично убивать людей, а потом их съедать? Оказывается что 2500 лет назад – это было вполне этично и морально поощрялось общественным мнением. Отсюда вывод – все эти категории этика, совесть, мораль не застывшие формы, а развиваются вместе с человеком и обществом. Но если все развивается и изменяется, то где та граница, за которой мораль, превращается в зло для человека? И позволительно ли будучи в браке страстно полюбить другого человека, при этом оставшись в ладах со своей совестью?
Для того чтобы снять эти все противоречия (как любил говорить Кант - кажущиеся противоречия) философ провозглашает в этике, а значит и в поведении человека, категорический императив (imperatives – повелительный) по русски это звучит так – безусловное, категорическое повеление. То есть человек должен вести себя так, чтобы его поведение стало всеобщим, охватило все общество, стало нормой для всех и тогда в его поведении не будет противоречия ни в морали ни в совести. Но он должен помнить, что это поведение, которое стало всеобщим, будет применено и к нему самому со стороны других членов общества.
Например. Этично убивать евреев, поляков, русских. Такой вот категорический императив немецкого ефрейтора – Адольфа Гитлера, охватил массы немцев и стал всеобщей нормой поведения. Но в тот исторический отрезок времени категорический императив, безусловное повеление убивать, немецкой нации, в той же мере стал действовать и в отношении их самих. Их тоже стали уничтожать миллионами. Вывод – прежде чем провозглашать ту или иную мораль в поведении, подумай в какой мере это будет касаться тебя. Твой Категорический императив добра по отношению к людям, может вполне быть приемлем для развития общества без противоречия с твоим внутренним миром. Конечно такой подход был бы идеален, но как уже было сказано выше, общество меняясь меняет и этику в поведении человека. Поэтому истинное благо любовь к другому человеку оборачивается трагедией для другого, если он оказался брошенным. Но наверное наступит такой момент когда отношения любви будут совершенно другими и мы опять получим категорический императив со стороны кого-то, только потому что ему захочется разрешить возникшее противоречие.
Кант различает два императива (повеления): гипотетический (от слова гипотеза) и категорический.
Гипотетический относится к твоим желаниям добиться какой-то цели – успех в учебе, бизнесе, купить квартиру или иметь дом.
А вот категорический – это стремление установить правила поведения в обществе которые тебя удовлетворяют. Конечно за такой подход Канта критиковали как идеалисты так и материалисты. Первые за то, что он мораль не выводит из Бога, вторые за то что его этика не обусловлена историко-экономическим моментом. Так этическое учение Канта было отнесено к формализму, потому что его категорический императив имеет формально – абстрактный характер и выводится из безусловных принципов морали каждого человека.

Комментариев нет:

работы
конспекты
определения
заметки на полях
Википедия. Иммануил Кант